История поселения

Станица Богоявленская

Первое поселение предшествующее появлению станицы как таковой, было расположено не на теперешнем месте, а ближе к Дону в займище. Весной дон сильно разливался и затоплял это поселение, поэтому местными жителями было решено перенести поселение подальше от реки, чтобы спасти от наводнений. Таким образом станица обосновалась на ее теперешнем месте. Относительно ее названия существуют три версии; одна из них связанна с путешествием царя Петра Первого Великого по Дону По преданию Царь ехал со своею свитой по низовью Дона посещая находящиеся вблизи казачьи хутора и станицы. В районе станицы Мариинской навстречу царской свите вышла очень красивая молодая казака приветствуя царя; царь спросил как ее зовут она ответила - Мария, Петр Первый повелел отныне именовать станицу Мариинской . Станица Николаевская и станица Константиновская были названы царем в честь предков из рода Романовых .Поселение от которого произошла наша станица было расположено поодаль от Дона и царь его проехал мимо, но один из Царедворцев напомнил ему о существовании еще одной станицы, тогда царь сказал, что вспомнить об этой станице, - сам Бог ему явил, и пусть она отныне зовется Богоявленской

Две другие версии возникновения станицы связанны с православной верой донских казаков. Якобы на новом месте поселения станицы после ее перенесения была найдена старинная икона  Богоявления или Крещения Иисуса Христа, или же на этом поселении существовала церковь Богоявления. Освещенная в день 19 Января по новому стилю церковь была перенесена на новое место и станица в этом месте стала называться Богоявленской.

После революции в период коллективизации, и возникновения колхозов, от станицы была отделена коммуна имени Сталина, жители ее переселились чуть выше по течению реки  Кагальник, члены коммуны и само поселение назывались «Сталинцы». Позднее эта коммуна распалась и ее жители снова вернулись в станицу Богоявленскую, но и после ее распада долго считалось что лучшие работники были именно в этой коммуне. Они раньше станичников выезжали на поле, допоздна работали добиваясь хорошего урожая.

Возле нашей станицы протекает река Кагальник - первый приток Дона. Река начинается в виде неглубокой балки на возвышении ровной степи. При пересечении донецкого кряжа в среднем течении берега Кагальника скалисты и имеют многочисленные выходы источников - поддерживающих питание реки. Раньше Кагальник двумя рукавами впадал в реку     Дон, образуя остров. Во время восстания Степана Разина на острове находилось его становище, сейчас один из рукавов пересох - и острова как такового уже нет. В 1952 году на месте становища Стеньки Разина были произведены раскопки, где были найдены посуда оружие и другие предметы времен становища.

Река наша была когда-то многоводной,  по Кагальнику ходили баржи и катера груженые хлебом.
Возле дома семьи Макаровых в то время живших у самой реки, была пристань, где  останавливались эти суда. До сих пор это место сохранилось, а жители станицы называют его Макаркиной пристанью. Сейчас наш Кагальник обмелел, зарос камышом, и кое - где его можно переходить в брод, но мы любим свою реку, летом она оглашается криками ребят, зимой леденящую гладь рассекают коньки хоккеистов. В Кагальнике водится разная рыба; щука,окунь, лещ, судак, карась,  сазан.

Станица Богоявленская — одна из самых старых станиц района. В исторических документах впервые упоминается Троилинский городок в 1669 году, на месте которого сейчас находится станица Богоявленская - это подтверждают донские епархиальные ведомости за 1893 год (№4) . А раньше донской атаман Фрол Минаев дает показания в посольский приказ от 1 декабря 1672 года, где в составе 48 казачьих городков  вновь называется Троилинский городок.

Издревле в станице Богоявленской жили глубоко верующие люди, умевшие в засушливый год вызывать дождь, а было это так; в церкви батюшка объявлял день, предварительно его обговорив со старейшинами (церковь в то время стояла на месте нынешнего обелиска в станичном парке.) В этот день все люди станицы от мала до велика собирались в церкви, они были нарядно одеты, в хорошем настроении. С иконами, церковными флагами и батюшкой во главе люди шли на поля, обходили их все до единого. Затем возвращались в станицу, накрывали огромный стол и начинали гулянье. В этот день старались приготовить самые вкусные блюда. Мужчины сильно напивались но не скандалов не драк в этот день не было, и действительно, обязательно шел дождь, иногда он начинался уже тогда когда люди обошли еще только 50 % полей   самое позднее он шел под утро. Люди верили что Бог не оставит их в беде и ответит на их молитвы, потому что они не только работали не покладая рук, но и искренне раскаивались в грехах своих и усердно молились.